Лестер, Ричард

Лестер, Ричард
(Lester, Richard)
   Кинорежиссер. Родился 19 января 1932 г. в Филадельфии. Сын учителя и медсестры, он очень рано проявил свои способности, поступив в школу в трехлетнем возрасте, а в Пенсильванский университет — в 15 лет. В студенческие годы Лестер сочинял легкую музыку, пел в вокальном ансамбле и работал на телестудии рабочим сцены. Окончив университет по специальности "клиническая психология", он продолжил работу на телевидении и вскоре стал довольно успешным режиссером на Си-Би-Эс. Тем не менее, через несколько лет он покидает Америку и разъезжает по Европе, зарабатывая на хлеб игрой на рояле и гитаре в кафе. Обосновавшись в 1956 году в Лондоне после женитьбы на Дейдре Смит, балетной танцовщице и хореографе, Лестер снова поступает на телевидение и уже через несколько лет возглавляет собственную программу "Шоу Дика Лестера". Сотрудничество с известным комиком Питером Селлерсом привело к созданию телевизионного варианта "Идиотских шоу" (1958), с которыми Селлерс и Спайк Маллиган уже несколько лет выступали на радио, подготовив публику к сюрреалистическому юмору абсурда, оказавшемуся очень близким формирующейся в эти годы молодежной субкультуре. Ее анархичский карнавальный дух, вошедший в гармоничное сочетание с гедонизмом наступившей в Европе после экономических трудностей "эры потребления", и определил феномен, известный как "кинематограф Ричарда Лестера".
   С Селлерсом же Лестер снимает свой первый короткометражный "Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильм" (1960), определивший эстетику дальнейших его работ: ослабленный сюжет, где каждый эпизод строится на трюке или комической репризе, необычные ракурсы, ускоренная и замедленная съемка, рваный стремительный монтаж, во многом обязанный телевизионному методу съемки сразу несколькими камерам, сюрреалистический юмор, повышенная роль музыкальных номеров.
   Первый фильм, создавший Лестеру имя — "Вечер трудного дня" (1964), — запечатлел четверку "Битлз" то опаздывающими на концерт, то бегущими от назойливых почитательниц, то во время выступлений и репетиций. Используя приемы телевизионного монтажа рекламы и развлекательных программ, режиссер во многом предвосхитил эстетику музыкальных видеоклипов 80-х годов. В своем следующем фильме с участием "Битлз" "На помощь!" (1965) Лестер уже максимально приближается к форме видеоклипа в рамках полнометражной эксцентрической комедии с музыкальными номерами. Сюжет (некие восточные жрецы хотят захватить священный камень, попавший к одному из четверки, и преследуют их по всему миру) играет минимальную роль, главное — изобретательность в подаче трюков и музыкалных номеров, составивших очередной альбом группы.
   "Сноровка" (1965), нехитрая история о юной провинциалке, нашедшей друзей и любовь в "свингующем Лондоне" 60-х годов, благодаря своим техническим новациям стала характернейшим примером "молодежного стиля" времени и заслужила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Эротические игры молодых, в ходе которых девушка достается скромному и робкому, а не самоуверенному и поднаторевшему в "сноровке" обольщения, разыгрываются как некий балет на улицах города. Герои, кувыркаясь и играя, провозят по ним большую железную кровать на роликах под аккомпанемент неодобрительных комментариев старшего поколения, снятых в виде документального телерепортажа.
   Поскольку проникнутая молодежным духом культура 60-х годов имела в Англии и определенный политический аспект в виде "Движения за ядерное разоружение", то Лестер отразил и его. "Как я выиграл войну" (1967) — антивоенная сатира, театрализованный стиль которой построен на "эффекте очуждения" чрезвычайно популярного в те годы Брехта, Воспоминания ветерана второй мировой войны иллюстрируются эпизодами, исполненными атмосферы почти кэрроловского безумия и абсурда, в ходе которых, тем не менее, теряются человеческие жизни. Фильм по замыслу режиссера должен был отвратить зрителей от шовинистической продукции на военном материале, устыдить их получать удовольствие от вида смерти людей. Чтобы лишить зрителя возможности идентифицироваться с героями, Лестер сделал своих солдаткомиков двухмерными фигурами, так что, когда кто-нибудь из них погибает, он оборачивается к камере и напоминает, что это лишь фильм. Картина является одновременно пародией на военные сюжеты, повторяя в гротескном виде их клише и стереотипы, изобилуя сюрреалистическими шутками. Однако, в конечном итоге о работе Лестера можно сказать словами одного из английских критиков: "Абсурдный фильм, но не фильм об абсурдности войны". Продолжил антивоенную тему, но уже в аспекте антиутопии, фильм "Жилая комната" (1969) — сюрреалистическая фантазия на темы ядерного апокалипсиса в реальном Лондоне.
   Дальнейшее творчество Лестера в разных жанрах от триллера ("Джаггернаут", 1974) и вестерна ("Буч рг Санденс: дни юности", 1979) до круп но бюджетной голливудской фантастики ("Супермен II", 1980 и "Супермен III, 1983) и мелодрамы с политическим фоном ("Куба") не столь эксцентрично, хотя и сохраняет определенную долю юмора по отношению к персонажам. Например, в трилогии о мушкетерах по романам А. Дюма ("Три мушкетера", 1974; "Четыре мушкетера", 1975; "Возвращение мушкетеров", 1989) черты хорошо всем известных героев слегка заострены: наивный и пылкий Д'Артаньян выглядит глуповатым простаком, дружный с рюмкой Атос — тяжелым пьяницей, королева — бессмысленной идиоткой и т. д. Тем не менее, очевидно, что с течением лет в юморе Лестера появились грустные нотки и меланхолия по поводу того, что юные герои прошлого постарели, отяжелели и уже не вписываются в новые обстоятельства, которые им предлагают новые времена. Тема эта была заявлена уже в "Робине и Мэриан" (в отечественном прокате: "Возвращение Робина Гуда", 1976), где Постаревший Робин Гуд, вернувшийся из крестовых походов, уже не находит дома "веселой старой Англии", какой, несомненно, в глазах его создателя, американского экспатрианта Лестера выглядела Англия 60-х годов.
   А. Дорошевич
   Фильмография:
   ◘ "Это старомодно, папа" (Ws Trad, Dad), 1961;
   ◘ "Мышь на Луне" (The Mouse on the Moon), 1963;
   ◘ "Вечер трудного дня" (А Hard Day's Night), 1964;
   ◘ "Сноровка... и как ее приобрести" (The Knack... and How to Get It), "На помощьГ (Help!), 1965;
   ◘ "Смешное происшествие на пути к Форуму" (A Funny Thing Happened on the Way to the Forum), 1966;
   ◘ "Как я выиграл войну" (How I Won the War), 1967;
   ◘ "Петулия" (Petulia);
   ◘ "Жилая комната" (The Bed Sitting Room), 1969;
   ◘ "Три мушкетера: Подвески королевы (The Three Musketeers: The Queen's Diamonds), "Джаггернаут" (Juggernaut), 1974;
   ◘ "Четыре мушкетера: Месть миледи" (The Four Musketeers: The Revenge of Milady), "Флэш рояль" (Royal Flash), 1975;
   ◘ "Робин и Мэриан" (Robin and Marian), 1976;
   ◘ "Ритц" (Ritz), 1977;
   ◘ "Куба" (Cuba), 1978;
   ◘ "Буч и Санденс: дни юности" (Butch and Sundance: The Early Days), 1979;
   ◘ "Супермен II" (Superman II), 1980;
   ◘ "Супермен III" (Superman III), 1983;
   ◘ "Игра в прятки" (Finders Keepers), 1984
   ◘ "Возвращение мушкетеров" (The Return of the Musketeers), 1989, д/ф "Вернись" (Get Back), 1991.
   Библиография: Geimis J.,ed. The Film Directors as Superstars. NY. 1970; Inerview with R. Lester //Sight and Sound. 1973. Spring; McBride J. Richard Lester //International Film Guide, 1975.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Лестер, Ричард" в других словарях:

  • Лестер Ричард — (Lester) (р. 1932), английский и американский кинорежиссёр. Ранние фильмы отмечены импульсивным «молодёжным» мироощущением, склонностью к пародии: «Вечер трудного дня» (1964), «На помощь» (1965), «Сноровка... и как её приобрести» (1965).… …   Энциклопедический словарь

  • Лестер, Ричард — Ричард Лестер Richard Lester Дата рождения: 19 января 1932(1932 01 19) (80 лет) Место рождения: Филадельфия, Пенсильвания …   Википедия

  • ЛЕСТЕР Ричард — ЛЕСТЕР (Lester) Ричард (р. 19. 01. 1932), кинорежиссер. Родом из Филадельфии. Окончил Пеннсильванский университет, после чего сочинял эстрадную музыку, пел в ансамбле, работал на телевидении. В 1954 покидает США и после странствий по Европе в… …   Энциклопедия кино

  • ЛЕСТЕР Ричард — (Lester) (р. 19.1.1932) англо американский режиссёр. Родился и получил образование в США. Работал на американском телевидении, снял музыкальный телефильм в Лондоне и надолго обосновался там. В кино дебютировал короткометражной лентой «Бегущий… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Ричард Армитаж — Richard Armitage Имя при рождении: Richard Crispin Armitage Дата ро …   Википедия

  • Ричард Лестер — Richard Lester Дата рождения: 19 января 1932(19320119) Место рожд …   Википедия

  • ЛЕСТЕР (Lester) Ричард — (р. 1932) американский режиссер, композитор. Написал музыку и слова к первому английскому телемюзиклу Все для Перри , режиссировал на радио Идиотские шоу с Питером Селлерсом. В 1964 поставил с группой Битлз фильм Вечер трудного дня в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лестер (регбийный клуб) — Лестер Тайгерс …   Википедия

  • Армитаж, Ричард — Ричард Армитаж Richard Armitage Имя при рождении …   Википедия

  • Армитэдж, Ричард — Ричард Армитэдж Richard Armitage …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»